Управление дебиторской задолженностью: юридическая защита
Работа с дебиторской задолженностью состоит из двух больших этапов – досудебная работа и судебное взыскание. Любой долг имеет закономерность – вероятность возврата обратно пропорциональна накопленному сроку задолженности. Чем дольше «висит» долг, тем меньше шансов на его взыскание. Поэтому не стоит ждать, когда должник не выполнит свои обязательства, и проводить комплексную проработку контрагента и сделки еще до подписания договора.

В данной статье рассмотрим защиту взыскания долгов через досудебную работу и обращение в суд.
Досудебная работа по возврату задолженности
Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренным законом или договором. На этом этапе нужно решить две задачи:
  • вернуть долг без необходимости обращаться в суд;
  • собрать доказательства и обоснования для судебного взыскания задолженности.
Шаг №1. Собрать доказательства наличия задолженности
Проводим анализ всей имеющейся документации, которые могут подтвердить наличие и размер задолженности – договор, счета-фактуры, акты выполненных работ и т.д.). Важно подготовить не только официальные свидетельства, но и косвенные данные – переписку с контрагентом, зафиксированные переговоры и т.д.
Шаг №2. Провести анализ состояния должника Проводим анализ активов должника, показателей доходности для понимания, есть ли у него то, чем он может закрыть долг. В т.ч. оцениваем варианты, по которым он может провести расчеты без использования денежных средств (например, оказать какие-либо необходимые нам услуги в счет списания долга).
На основании данных в свободном доступе иногда сложно составить реальное положение контрагента. Это же касается и различных платных сервисов по проверкам контрагента. Как вариант, можно использовать неофициальные меры. Например:
  • пригласить на собеседование одного или нескольких сотрудников должника;
  • совершить «контрольную закупку» - обратиться к должнику под видом покупателя.
При выявлении финансовых проблем нужно быть готовым к инициации процедуры банкротства.
В результате первых шагов мы должны иметь:
  • неоспоримые доказательства наличия задолженности (чтобы исключить риск непризнания долга контрагентом);
  • варианты для реструктуризации задолженности.
Все это будет использовано в переговорах.
Шаг №3. Проведение переговоров
Узнать у должника напрямую о причинах невыполнения обязательств и сопоставить эти данные с теми, что были найдены в предшествующем анализе.
Ищем варианты компромисса. Например:
  • если есть уверенность в добросовестности контрагента, а причины задолженности имеют краткосрочный характер, то целесообразно использовать отсрочку и/или рассрочку выплаты долгов по договору;
  • предложите погасить долг через привлечение средств через партнеров должника или кредитные учреждения;
  • воспользуйтесь взаимными услугами – передача имущества должника, выполнение работ (услуг) в счет списания долга;
  • используйте должника, как агента по привлечению новых клиентов, например, его партнеров, но в этом случае нужно убедиться, что привлеченные клиенты не станут такими же должниками (например, предусмотрев увеличенный аванс или поэтапное выполнение и оплату договора). Достигнутые договоренности зафиксируйте на бумаге – через отдельный документ или дополнительное соглашение к договору.
Шаг №4. Досудебная претензия
Если переговоры провести не удалось, компромисс достигнут не был или новые договоренности снова были должником нарушены, отправляем в его адрес письменную претензию. Претензию также нужно обязательно отправить, если денежное требование к должнику получено по договору цессии.
В самой претензии уделите особое внимание описанию нарушений и изложению своих требований. Учитывайте, что если требования не сформулированы, или они не совпадут с исковыми требованиями, то суд может посчитать несоблюденным досудебный порядок решения спора. В этом случае будет возврат иска или оставление его без рассмотрения.
В претензии определите срок для ответа (для денежных требований по договору – 30 календарных дней). В суд обращайтесь только после получения ответа или истечения сроков для его предоставления. Если должник частично удовлетворил претензию (например, погасил часть долга), а после снова нарушил обязательства, то досудебный порядок соблюдать не обязательно. Важно, чтобы процедура была соблюдена в отношении первично заявленных требований.
Претензию отправляйте на адрес указанный в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) курьерской доставкой под подпись получателя или письмом с объявленной ценностью и описью вложения. В описи укажите суть требований и данные договора. Доказательства направления претензии сохраните, при подаче иска их нужно будет к нему приложить.
Взыскание дебиторской задолженности через суд
Если досудебная работа не обеспечила возврат долга, то нужно подать иск в суд. К этому моменту при прохождении предыдущего этапа должна быть в наличии исчерпывающая доказательная база:
  • по наличию и размеру задолженности по обязательствам;
  • по неправомерному отказу должника от исполнения своих обязательств;
  • по соблюдению процедуры досудебного решения спора и истечения сроков для подобного решения.
Шаг №5. Обращение в суд
С учетом проведенного ранее анализа состояния должника поможет определить взыскивать долг через арбитражный суд или подавать заявление о банкротстве должника.
1). Учитывайте соблюдение сроков исковой давности. Для взыскания необоснованного обогащения такой срок составляет 3 года:
  • со дня расторжения договора;
  • если договор не заключался – с момента окончания переговоров или со дня вынесения судом решения о признании договора незаключенным.
2). Учитывайте время, которое может понадобиться на взыскание задолженности через суд – через арбитражный суд (4-8 месяцев), через процесс банкротства (несколько лет).
Подобные затраты по времени, конвертируемые в судебные издержки, могут отбить желание от взыскания задолженности. В то же время есть практика, когда из-за того, что директор не принял достаточных мер по взысканию дебиторки, с него же могут списать убытки в размере такой задолженности.

Например, Постановление Арбитражного суда округа от 27.12.2019. Процесс банкротства. Директор (он же собственник) утверждал, что не было никакого недобросовестного бездействия. В качестве доказательств он приводил, что регулярно направлял должнику претензии, а также переподписывал акты сверки расчетов для прерывания сроков исковой давности. Это не сработало, т.к. суд отклонил иск конкурсного управляющего к должнику из-за истечения этих сроков. При этом было установлено, что директор в спорный период был участником должника. Также директор указывал на то, что лично обратился в суд для пересмотра дела по взысканию данной задолженности, но сделал это уже после подачи управляющим заявления о взыскания убытков с руководителя. Суд указал, если директор действует добросовестно и разумно, то он должен был понимать, что должник может получить защиту от иска в связи с исковой давностью, поэтому должен был принять достаточные меры для обращения в суд. Этого директор не сделал и получил взыскание за свой счет на сумму почти 2,5 млн. рублей.

Шаг №6. Получение исполнительного документа и контроль работы судебных приставов
На данном этапе важно не останавливаться, т.к. вполне вероятно может сложиться ситуация, при которой исполнительный лист есть, а денег и имущества у должника нет. Поэтому стоит контактировать и проверять работу судебных приставов, а также проработать возможности привлечения к личной ответственности руководства и других должностных лиц должника.

НАПИСАТЬ НАМ.
НАШИ СПЕЦИАЛИСТЫ ВАМ ОТВЕТЯТ!
ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП К КОНСУЛЬТАНТПЛЮС НА 3 ДНЯ БЕСПЛАТНО!
ЗАКАЗАТЬ ДОСТУП

По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:


+7 (843) 210-17-22

РТ, г. Казань, ул. Профсоюзная, д. 46, офис 2
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности
Close
Напишите нам
Telegram
WhatsApp
VK
Made on
Tilda